Вопрос ответ

Прошу уточнить, есть ли обязанность у юридического лица (налогового агента) перечислять обязательные пенсионные взносы по договорам аренды (например, транспортного средства или квартиры) с физическими лицами? Ответ: Доход, получаемый физическим лицом по договору аренды (транспортного средства или квартиры), не является объектом исчисления и уплаты ОПВ. Законом Республики Казахстан от 26.12.2018 года № 203-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» (далее - Закон) внесены изменения касательно уплаты обязательных пенсионных взносов (ОПВ) - с доходов физических и юридических лиц, выполняющих работы, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). Согласно данному Закону, юридические лица, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, которые на сегодняшний день выступают налоговыми агентами, исчисляющими и уплачивающими индивидуальный подоходный налог, обязаны уплачивать ОПВ за физических лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по договорам ГПХ в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления ОПВ. При этом следует отметить, что в доход для исчисления ОПВ включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы (пункт 6 статья 24 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан»). В соответствии с пунктом 6 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года № 1116 ОПВ в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов: 1) указанных в пункте 2 статьи 319 Налогового кодекса; 2) указанных в пункте 1 статьи 330 Налогового кодекса; 3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода). На основании вышеизложенного, сообщаем, что доход получаемый физическим лицом по договору аренды (транспортного средства или квартиры) не является объектом исчисления и уплаты ОПВ.
ИП, на упрощенном учете, заработная плата сотрудников в размере МЗП, т.е. 42500. Данную сумму в размере МЗП сотрудник должен получить на руки, при нормальной продолжительности труда и отработанного рабочего времени за месяц, или за минусом обязательных пенсионных взносов и индивидуального подоходного налога? Т.Е. Оклад составляет 42500, сотрудник получает 42500-4250 (ОПВ)-43(ИПН)=38207 тенге? Ответ: Согласно статье 103 ТК РК размер месячной заработной платы работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда или трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера месячной заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете. Согласно статье 104 ТК РК минимальный размер месячной заработной платы, устанавливаемый ежегодно на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете, не включает в себя доплат и надбавок, компенсационных и социальных выплат, премий и других стимулирующих выплат и выплачивается пропорционально отработанному времени. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. А уже потом это вознаграждение в соответствии с НК РК, законами и Правилами по исчислению социальных платежей, подлежит налогообложению и является объектом исчисления социальных платежей. ИПН = (42500 - 4250 - 90 % * 38250) * 10% = 3825 * 10 % = 383 тенге На руки = 42500-4250 - 383 = 37 867 тенге
Начислен доход по акту выполненных услуг по договору ГПХ. Удержан ИПН и начислены ОПВ. Перечислили ИПН, ОПВ мы сами, т.е. ТОО за гражданина, с кем заключен ГПХ. Какие ограничения по ОПВ при начислении? Ответ: Согласно п.4 статьи 25 Закона о пенсионном обеспечении в РК для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, обязательные пенсионные взносы в свою пользу, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от получаемого дохода, но не менее 10 процентов от минимального размера заработной платы и не выше 10 процентов 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. От уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются: 1) физические лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с п.1 статьи 11 настоящего Закона; 2) физические лица, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно. Уплата обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд осуществляется по заявлению лиц, указанных в настоящем подпункте; 3) военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года; 4) получатели пенсионных выплат за выслугу лет; 5) физические лица, работающие по трудовому договору, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами. Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов: 1) указанных в пункте 2 статьи 319 Налогового кодекса; 2) указанных в пункте 1 статьи 330 Налогового кодекса (имущественный доход); 3) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27), 48) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, а также подпунктами 42), 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода). При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса; 4) полученных в натуральной форме или виде материальной выгоды инвалидами и иными лицами, указанными в подпункте 2) пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса. ОПВ min = 42500 *10 % = 4250 ОПВ max = 50 * 42500 * 10 % = 212 500
Правильно ли мы понимаем, что мы можем привлекать сотрудников, например бухгалтерию, в отчетный период без ограничения на все выходные по 20 часов, при этом сверхурочных часов у нас не возникает и дополнительно оплачивать ничего кроме как за работу в выходной/праздничный день - не нужно? Ответ: Согласно статье 84 Трудового кодекса РК (далее - Кодекс) при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Согласно статье 79 Кодекса работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником. При этом отдельно учитываются время сверхурочных работ, работы в ночное время, выходные, праздничные дни, дни командировок. Согласно статье 85 Кодекса работа в выходные и праздничные дни допускается с письменного согласия работника или по его просьбе на основании акта работодателя. За работу в выходные и праздничные дни работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха или производится оплата в повышенном размере согласно условиям трудового или коллективного договоров и (или) акта работодателя, но не ниже чем в полуторном размере исходя из дневной (часовой) ставки работника (ст. 109 Кодекса). Вместе с тем, согласно Кодексу сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени. То есть, в выходной день при пятидневной (шестидневной) рабочей неделе рабочее время не устанавливается, поэтому часы работы в выходные дни не являются сверхурочными. Таким образом, при пятидневной (шестидневной) рабочей неделе работнику за работу в выходной/праздничный день (с письменного согласия работника) оплата производится как за работу в выходной/праздничный день. Вместе с тем, трудовым законодательством предельное количество лимита за работу в выходной/праздничный день не установлено. При этом, следует отметить, что ночным считается время с 22 до 6 часов. В этой связи, если работа в праздничный/выходной день совпадает с работой в ночные часы, в данном случае, оплата должна производиться за часы работы в праздничные/выходные и за ночное время, без исключения.
Является ли обязательным требованием - прописка в Астане у сотрудников, которых принимаем на работ в Астане. Если это обязательное требование, то можно, пожалуйста, законное обоснование. Ответ: В статье 32 Трудового кодекса РК, перечислены все виды документов, необходимых для заключения трудового договора. В связи с этим, работодатель для заключения трудового договора не вправе требовать документы, не предусмотренные данной статьей, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами РК.Трудовое законодательство РК не регламентирует и не содержит требование по предоставлению работником документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. Справочно: Вопросы документирования и регистрации населения регламентируются миграционным законодательством, в частности в соответствии с пп.1) п.2 ст.51 Закона РК «О миграции населения» внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Согласно п.1) п.5 и п.13 Правил регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства РК от 1.12.11г. № 1427, регистрации по месту жительства, постановке на учет (регистрации) по месту временного пребывания (проживания) подлежат граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории и переселяющиеся внутри государства в целях постоянного или временного проживания, а также прибывшие на постоянное жительство либо временное проживание из-за границы. Внутренние мигранты, прибывшие для временного пребывания (проживания) сроком свыше одного месяца, ставятся органами внутренних дел на учет по месту временного пребывания (проживания) в течение 10 календарных дней со дня прибытия, без снятия с регистрации по месту жительства. Постановка на учет (регистрация) по месту временного пребывания (проживания) является временной регистрацией. Временная регистрация осуществляется на срок от одного месяца до года. Лица, у которых исполнение служебных обязанностей, пребывание на учебе связано с длительным (более одного года) проживанием вне места жительства (при наличии подтверждающего документа), учитываются на весь срок, необходимый для исполнения обязанностей без снятия с регистрации по месту жительства. Следует отметить, что лица, работающие вахтовым методом, не подлежат учету (регистрации) по месту временного пребывания (проживания). На основании изложенного, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, для заключения трудового договора наличие адресной справки не требуется.
Нарушились права потребителя. Куплена куртка в магазине г. Астана, но спустя два дня пришел вернуть куртку, и написал письменную претензию на возврат денег. Ответа магазин сразу не дал, после позвонили представители магазина с отказом в возврате. Может ли государство защитить мои права, представлять мои интересы как гражданина в суде? Есть ли наказание для недобросовестных продавцов. Ответ: В соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее - Закон) покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом (изготовителем), на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму. При этом, местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 30 продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением: 1) лекарственных средств, изделий медицинского производства; 2) нательного белья; 3) чулочно-носочных изделий; 4) животных и растений; 5) метражных товаров. Необходимо отметить, что указанные в Вашем обращении вопросы относятся к гражданско-правовым отношениям. Согласно пункту 2 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК), обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное. В соответствии со статьей 4 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК), задачами гражданского судопроизводства являются защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, государства и юридических лиц, соблюдение законности в гражданском обороте и публично-правовых отношениях, содействие мирному урегулированию спора, предупреждение правонарушений и формирование в обществе уважительного отношения к закону и суду. В соответствии с требованиями статьи 7 ГПК, правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным ГПК. Вместе с тем, согласно статье 22 Закона, если в течение десяти календарных дней, с момента предъявления потребителем претензии об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного убытка (вреда), продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), Вы вправе обратиться в суд самостоятельно либо через общественные объединения потребителей. При этом, согласно пункту 1) статьи 17 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах», решение, принятое по обращению, может быть обжаловано Вами в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Суд рассмотрел гражданское дело по иску физического лица к юридическому лицу. Суд решил удовлетворить иск физического лица. Юридическое лицо не исполнил Решения суда, в связи с этим физическое лицо обратился к частному судебному исполнителю (далее-ЧСИ). После заключения между ЧСИ и физическим лицом соглашения об условиях исполнения исполнительного документа, ЧСИ направляет извещение юридическому лицу о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа (Решение суда). После получения извещения юридическое лицо исполнил Решение суда. После исполнения Решение суда физическое лицо направляет досудебное уведомление о выплате понесённых расходов физическим лицом по оплате деятельности ЧСИ. Юридическое лицо возместил расходы ЧСИ. В связи с вышеизложенным, возникает следующий вопрос: Возмещения расходов по оплате деятельности ЧСИ физическому лицу не по Решению суда облагаются индивидуальным подоходным налогом? Ответ: Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК сообщает следующее. Согласно подпункту 53) статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговый агент - индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, юридическое лицо, в том числе его структурные подразделения, а также юридическое лицо-нерезидент, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты. В соответствии с подпунктом 17) статьи 321 Налогового кодекса, действующей в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее - Закон о введении), в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов, в том числе, другие доходы, не указанные в подпунктах 1) - 16) данной статьи, полученные от налогового агента или из источников за пределами Республики Казахстан. Пунктом 1 статьи 350 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, установлено, что исчисление, удержание и уплата в бюджет индивидуального подоходного налога осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в подпунктах 1) - 12) и 17) статьи 321 Налогового кодекса, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом. В соответствии с пунктом 2 статьи 353 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, размер облагаемых доходов от налогового агента, в том числе, размер облагаемого дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, кроме имущественного дохода, полученного физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, определяется в следующем порядке: сумма доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, полученных в текущем налоговом периоде физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, кроме имущественного дохода, минус сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, минус сумма стандартных вычетов, указанных в подпунктах 2) и (или) 3) пункта 1 статьи 346Налогового кодекса. Пунктом 1 статьи 351 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, установлено, что исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению. Сумма индивидуального подоходного налога исчисляется путем применения ставок, установленных статьей 320 Налогового кодекса, к сумме облагаемого дохода у источника выплаты, определяемого в соответствии с настоящим разделом. При этом пунктом 2 статьи 351 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, установлено, что удержание индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, подлежащего налогообложению у источника выплаты, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Согласно пункту 3 статьи 351 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, налоговый агент осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено данной статьей. На основании изложенного, доход физического лица в виде возмещения юридическим лицом расходов по оплате деятельности частного судебного исполнителя признается доходом физического лица от налогового агента и подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты.
В соответствии с пунктом 24 статьи 43 закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках» (далее - Закон) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком обязательств по договору о государственных закупках заказчик обеспечивает взыскание неустойки (штрафа, пени). Неустойка (штраф, пеня) зачисляется в доход соответствующих бюджета, государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц. Согласно пункту 26 статьи 43 Закона документами об исполнении договора о государственных закупках оформляемыми в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных Законом, являются - акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура. Вместе с тем, при поставке товара оформляется и подписывается заказчиком и поставщиком накладная на отпуск товаров на сторону по форме З-2 в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов», которая является первичным документом бухгалтерского учета, подтверждающим факт передачи товара, что не противоречит пункту 426 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (далее - Правила), который определяет следующую последовательность исполнения договора о государственных закупках при поставке товаров: 1) доставка товара в пункт назначения товара с предоставлением оригинала накладной; 2) оформление поставщиком акта приема-передачи товара посредством веб-портала с прикреплением электронной копии накладной, подтверждающий факт доставки товара; 3) приемка товара заказчиком. 4) оформление электронной счет-фактуры, выписанной посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с Правилами выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16551 (далее - Правила выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур); 5) оплата заказчиком за поставленный товар. Далее, в соответствии с пунктом 5.4 Типового договора о государственных закупках товаров, являющегося приложением 19 к Правилам, датой поставки/передачи Товара считается дата направления поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара. Рассмотрим ситуацию на практике: срок поставки товара по договору о государственных закупках - 15.09.2018 года, дата накладной на отпуск товара, подписанной заказчиком, - 16.09.2018 года, дата акта приема-передачи товара на веб-портале государственных закупок - 17.09.2018 года. В этой связи, в целях недопущения нарушения гражданских прав участников процесса государственных закупок, прошу разъяснить следующее: 1) Будет ли являться просрочкой поставки товара направление поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара 17.09.2018 года при фактическом получении заказчиком товара 15.09.2018 года? 2) С какой даты следует исчислять неустойку/штраф за просрочку поставки товара с 16.09.2018 года или 17.09.2018 года? Ответ: В соответствии с подпунктом 4) пункта 426 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (далее - Правила) предусмотрено, что одним из последовательности исполнение договора о государственных закупках при поставке товаров является оформление электронной счет-фактуры, выписанной посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с Правилами выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16551 выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.3 Типового договора о государственных закупках товаров Правил (далее - Типовой договор), поставка считается поставленной при условии полной передачи Поставщиком Заказчику Товара в точном соответствии требованиям, указанным в технической спецификации (приложение 2 к Договору). При соблюдении условии пункта 5.3. Договора датой поставки/передачи Товара считается дата направления поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара (п.5.4 Типового договора). Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы, датой поставки товара является дата направления акта приема-передачи товара потенциальным поставщиком посредством веб-портала. Вместе с тем, согласно пункту 24 статьи 43 Закона «О государственных закупках» (далее - Закон), в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком обязательств по договору о государственных закупках заказчик обеспечивает взыскание неустойки (штрафа, пени). Неустойка (штраф, пеня) зачисляется в доход соответствующих бюджета, государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц. При этом, согласно подпункту 3) пункта 4 статьи 12 Закона, реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках. Также, отмечаем, что в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 12 Закона, в случаях, указанных в подпунктах 1) и 3) части первой пункта 4 статьи 12 Закона, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок. При этом, реестр недобросовестных участников государственных закупок, предусмотренных подпунктами 1) и 3) части первой пункта 4 статьи 12, формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу (пункт 5 статьи 12 Закона).
Вопрос касательно формирования состава согласительной комиссии со стороны работодателя. Насколько я понимаю, смысл согласительной комиссии в беспристрастности рассмотрения имеющегося спора между работодателем в лице генерального директора и работника. Из этого исходит вопрос, может ли в составе комиссии быть сотрудник отдела кадров или сам генеральный директор? Ответ: В соответствии с п.2 ст.159 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - ТК РК) согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. Также согласно п.3 ст. 159 ТК РК количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре. Таким образом, качественный состав (в том числе вхождение в него сотрудника отдела кадров и т.д) определяется между работодателем и представителями работников согласно вышеуказанным документам.
Прошу предоставить ответы (с нормативным обоснованием) на нижеуказанные вопросы и дать официальное толкование ТК РК в следующей части: 1. Согласно пп. 7) п. 1. ст. 52 ТК РК трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае отрицательного результата работы в период испытательного срока. Следовательно, в случае отрицательного результата работы в период испытательного срока работодатель вправе расторгнуть с работником трудовой договор путем издания соответствующего приказа? При этом какие-либо компенсационные выплаты не предусмотрены? 2. Какова процедура расторжения трудового договора в вышеуказанном случае и обязан ли работодатель предоставлять уволенному работнику обоснование причин расторжения трудового договора по пп. 7) п. 1. ст. 52 ТК РК - если такая обязанность работодателя не прописана в вышеуказанной правовой норме и в целом в ТК РК? 3. Вправе ли работодатель в случае уклонения, отказа работника от подписания приказа о расторжении трудового договора по пп. 7) п. 1. ст. 52 ТК РК (отрицательный результат работы в период испытательного срока), отказе работника от подписания уведомления о расторжении трудового договора по вышеуказанному основанию, недоставки вышеуказанного уведомления работнику курьерской службой, отказа работника от получения вышеуказанных уведомления и приказа составить комиссионный акт об отказе работника от подписания приказа, уведомления, об отказе работника от получения вышеуказанных уведомления и приказа и будет ли такой акт служить подтверждением исполнения работодателем обязанности по уведомлению работника о расторжении трудового договора по пп. 7) п. 1. ст. 52 ТК РК (отрицательный результат работы в период испытательного срока). В Трудовом кодексе РК не регламентирована процедура уведомления работника и действий работодателя в случае уклонения, отказа работника от подписания, от получения вышеуказанных документов. 4. Что делать работодателю, если работник отказывается подписать уведомление о расторжении трудового договора по причине отрицательного результата работы в течение испытательного срока, работник прочел вышеуказанное уведомление, приказ об увольнении, но отказался подписывать данные документы в подтверждение ознакомления с ними Ответ: По первому вопросу: Как Вы знаете периодом для предоставления трудового отпуска является рабочий год (двенадцать месяцев), исчисляемый с первого дня работы работника. В данном случае, по отпускам продолжительностью 24 календарных дня, один полный месяц составляет 2 календарных дня (за 15 дней 1 календарный день). В соответствии с п.2 ст.96 Трудового кодекса РК (Кодекса), при прекращении трудового договора работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, производится компенсационная выплата за неиспользованные им дни трудового отпуска. Указанная выплата должна быть произведена не позднее трех рабочих дней после прекращения (расторжения) трудового договора, независимо от его основания (п.4 ст.113 Кодекса). По второму вопросу: Согласно пп.2) п.1 ст. 23 Кодекса РК работодатель имеет право расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным Кодексом. В акте работодателя должно быть указано основание прекращения трудового договора со ссылкой на Кодекс. В частности в соответствии с пп.7) п.1 ст.52, п.1 ст.37 Кодекса при отрицательном результате работы работника в период испытательного срока работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор, уведомив его в письменной форме, с указанием причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора. При расторжении трудового договора по данному основанию не требуется применение процедуры дисциплинарного взыскания. Копия акта работодателя о прекращении трудового договора вручается работнику либо направляется ему письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней со дня издания акта работодателя. По третьему и четвертому вопросам: Согласно пп.81) п.1 ст.1 Кодекса уведомление» - это письменное заявление работника или работодателя либо заявления, поданные иным способом (посредством курьерской почты, почтовой связи, факсимильной связи, электронной почты и иных информационно-коммуникационных технологий). В случае отказа работника от ознакомления с актом и уведомлением работодателя составление соответствующего комиссионного акта является правом работодателя. Если при наличии направленного уведомления, подтверждаемого вышеуказанными действиями, станет вопрос о получении его адресатом, а также вопрос о наличии факта отказа работника от ознакомления с актом и уведомлением работодателя, то это относится к категории трудового спора, который необходимо решать с помощью примирительных процедур на самом предприятии в согласительной комиссии (ст. 159-161 Кодекса), а по неурегулированным вопросам либо неисполнении решения согласительной комиссии - в судебном порядке.
Обращаемся за разъяснением обоснованности выплаты сотруднику, имеющему гражданство Российской Федерации, доплат, предусмотренных Законом РК от 18 декабря 1992 года № 1787-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне». Сотрудник, получил гражданство России, и имеет экологическое удостоверение. Ответ: В Республике Казахстан меры социальной защиты населения граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне устанавливаются Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее - Закон). В соответствии со статьей 10 данного Закона к пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) на территориях, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами, в период проведения подземных ядерных взрывов с 1966 по 1990 г.г. При этом, на иностранных граждан действие Закона распространяется в соответствии с международными соглашениями (статья 21 Закона). Вместе с тем, на сегодняшний день международных соглашений, регулирующих вопросы социальной защиты пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, нет. Исходя из этого, на иностранных граждан льготы, предусмотренные статьей 13 Закона в виде дополнительной оплаты труда и дополнительного отпуска, не распространяются, за исключением случаев когда трудовым или коллективным договорами обязательства по их предоставлению иностранным работникам взяты работодателем на себя в добровольном порядке.
Работник принят на работу 01.06.2017. В рабочем году 01.06.2017 - 31.05.2018 работник использовал свой ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск полностью. При составлении графика отпусков на 2019 календарный год работник запланировал 14 календарных дней ежегодного трудового отпуска в феврале 2019 года и 14 календарных дней в сентябре 2019 года. Сентябрь 2019 года выходит за рамки его рабочего года 01.06.2018-31.05.2019. Вопросы: 1.Будет ли нарушением со стороны работодателя: 1) включить только 14 календарных дней трудового отпуска в график отпусков за рабочий год 01.06.2018 - 31.05.2019? 2) включить по желанию работника вторую часть трудового отпуска 14 календарных дней в график отпусков на рабочий год 01.06.2019 - 31.05.2020 (сентябрь 2019 года)? 2. Является ли основанием для работодателя желание работника использовать только частично (14 кд) положенный ему ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск в рабочем году 01.06.2018-31.05.2019? Или работодатель обязан предоставить работнику полный (24 кд) ежегодный трудовой отпуск работнику в его рабочем году? Ответ: Согласно пп.7) п.1 ст.22 и пп.15) п.2 ст.23 Трудового Кодекса РК (далее - Кодекс) работник имеет право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, а работодатель обязан предоставлять работнику ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск. Указанные права и обязанности возникают при наличии у работника трудового стажа, дающего право на оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск согласно статье 91 Кодекса (далее - трудовой стаж), включаются: 1) фактически проработанное время (время выполнения трудовых обязанностей); 2) время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (сам трудовой отпуск, обучение за счёт работодателя, мед. осмотр за счет работодателя); 3) время, когда работник фактически не работал в связи с временной нетрудоспособностью, в том числе время нахождения в отпуске по беременности и родам; 4) время, когда работник фактически не работал перед восстановлением на работе (время вынужденного прогула признанного согласительной комиссии, решением суда). Вместе с тем трудовой отпуск работнику может быть предоставлен и при неполном трудовом стаже. Так, в соответствии с п.1 ст.92 Кодекса, оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работнику за первый и последующие годы работы по соглашению сторон предоставляется в любое время рабочего года. По соглашению между работником и работодателем оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск может быть разделен на части. При этом одна из частей оплачиваемого ежегодного трудового отпуска должна быть не менее двух календарных недель продолжительности отпуска, предусмотренного в трудовом договоре работника (п.3. ст.92 Кодекса). Инициаторам разделения ежегодного трудового отпуска на части может быть как работник, так и работодатель. При этом, Кодекс не содержит ограничения касательно конкретной части отпуска, которая должна быть не менее 14 календарных дней. Данная норма Кодекса дают возможность по взаимному согласию сторон (с согласия работодателя) при неполном трудовом стаже предоставлять трудовой отпуск (в том числе по частям) с авансом, то есть работодатель при неполном трудовом стаже может отказать в его предоставлении. В соответствии со статьей 93 Кодекса очередность предоставления оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков работникам определяется графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения работников, либо устанавливается по соглашению сторон. На основании изложенного: - у тех, кто имеет трудовой стаж в течении календарного года, согласно ст. 91 Кодекса, трудовой отпуск по заявлению работника предоставляется полностью, если разделение на части не пожелает сам работник с согласия работодателя. - если у работника нет трудового стажа, то по заявлению работника и в случае согласия работодателя (п.1 ст.92 Кодекса) работнику может быть предоставлен полный трудовой отпуск авансом либо часть трудового отпуска за фактическое отработанное время. В данном случае работодатель вправе отказать работнику в предоставлении трудового отпуска. - если в графике отпусков нет указания о предоставлении трудового отпуска за отработанный период, то работодатель обязан предоставить работнику полный трудовой отпуск, с учетом принятия им добровольного обязательства в рамках утвержденного графика отпусков.
Согласно пункта 3 статьи 412 НК РК порядок выписки счет-фактуры в электронной форме предусмотрен Правилами , на сегодняшний день действует старый Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270 Об утверждении Правил выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур, где сказано, что строка в ЭСФ, где должен быть указан КОД ТНВЭД подлежит заполнению по товарам, относящимся к признакам «1», «2», «3» в графе 2 «Признак происхождения товара, работ, услуг», а также «4» - при экспорте товаров в государства-члены ЕАЭС. Однако Согласно пункта 5. статьи 412 НК РК в счете-фактуре должны быть указаны: Подпункт 12 введен в действие с 1 января 2019 года 12) в отношении товаров - код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Вопрос: В связи вышеизложенным просим Вас прокомментировать противоречие пункта 3 и пп.12 пункта 5 статьи 412 НК РК в части заполнения информации по КОДу ТНВЭД в разделе "G" ЭСФ. А именно в каких случаях указывать код ТНВЭД если признак происхождения товара -4. Ответ: В соответствии с пунктом 47 Правил выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур, утвержденного Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270 (далее - Правила), в графе 2 «Признак происхождения товара, работ, услуг» указываются следующие признаки происхождения товара, работ, услуг (далее – Признак): «1» – в случае реализации товара, включенного в Перечень, а также товара, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которого включен в Перечень, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС; «2» – в случае реализации товара, не включенного в Перечень, а также товара, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которого не включен в Перечень, ввезенного на территорию Республики Казахстан из государств-членов ЕАЭС; «3» – в случае реализации товара, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которого включен в Перечень, произведенного на территории Республики Казахстан; «4» – в случае реализации товара, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которого не включен в Перечень, произведенного на территории Республики Казахстан; «5» – в случае реализации товара, не относящегося к Признакам «1», «2», «3», «4»; «6» – в случае выполнения работ, оказания услуг. Данная строка подлежит заполнению. Согласно пункту 50 Правил, в графе 4 «Код товара (ТН ВЭД ЕАЭС)» указывается код ТН ВЭД ЕАЭС. В случае реализации товара, относящегося к Признакам «1», «2», в графе 2 «Признак происхождения товара, работ, услуг» указывается код ТН ВЭД ЕАЭС, отраженный в графе 33 декларации на товары при импорте с территории государств, не являющихся государствами-членами ЕАЭС, или в графе 3 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте с территории государства-члена ЕАЭС. Данная строка подлежит заполнению по товарам, относящимся к признакам «1», «2», «3» в графе 2 «Признак происхождения товара, работ, услуг», а также «4» - при экспорте товаров в государства-члены ЕАЭС. При этом по товарам, реализуемым посредством Модуля, данная строка заполняется автоматически. В случае изменения (исключения) кода ТН ВЭД ЕАЭС в данной строке указывается код ТН ВЭД ЕАЭС, действующий на дату выписки ЭСФ. На основании вышеизложенного, код ТН ВЭД указывается: в случае реализации импортированного товара, включен (не включенного) в Перечень, ввезенного на территорию Республики Казахстан; в случае реализации произведенного на территории Республики Казахстан товара, включенного в Перечень; в случае реализации произведенного на территории Республики Казахстан товара, не включенного в Перечень, только при экспорте в государства-члены ЕАЭС. В соответствии с подпунктом 12) пункта 5 статьи 412Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), в счете-фактуре должен быть указан в отношении товаров – код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (норма действует с 1 января 2019 года). При этом проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности» предусмотрен перенос срока введения подпункта 12) пункта 5 статьи 412 Налогового кодекса, до 2021 года. Данный законопроект находится на рассмотрении в Сенате Парламента Республики Казахстан. Пунктом 3 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» предусмотрено, что если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом. До принятия дополнительного нормативного правового акта действуют нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие отношения